Россия: Москва +7 495 589-61-89 сайт
Кипр: Лимассол +357 9 940-27-61 сайт

Сотрудничество  |   Реклама 
 

  Поиск      
     

  Навигатор      
     

  Разное      
     

  Статьи

Техника защиты


Техника защиты

 
Экипировка Мотоодежда Защита Протекторы


Техника защиты

Интуиция подсказывает, что легендарный, жесткий костюм Хайн Герике Хурикане (на фото слева) лучше. Однако тест на на удар (см. график) вразумляет. Плавная кривая графика реакция "резинового мата" современной серии защиты PSХ-Track говорит, что разработчики не теряли время зря. энергия удара мягко рассасывается в значительном отрезке времени. Результат - ослаблённая до 17,2 кН остаточная сила. А вот одетого в антикварный Хурикане долбанёт не слабо: более чем на 100 килоньютонов.

С тех пор, как европейский нормотив 1621-1 определил регламент сертификации защиты суставов, ни один из производителей одежды для мотоциклистов не рискует выйти на рынок без соответствующих предложений. С появлением защиты для спины разработаны новые виды проверок и более жёсткие предельные показатели, нашедшие отражение в развитии новых версий в последние годы.



Экскурс в историю мотоодежды моментально переносит нас в начало 80-х годов. Коллекция представляет как «классические» модели, так и молодежные. Не сказать, что костюмы того времени являются только музейными экспонатами и висят без дела. Когда появляется в них необходимость, то находится и подходящий мотоцикл, эти «драгоценности» надеваются, а по завершении, например, фотосъемок возвращаются обратно на место. Впрочем, пусть оно так и будет.

Представленные изделия окружены аурой, отражающей борьбу направлений и идеологий этой индустрии. Каждый спецкостюм имеет европейский знак качества СЕ и не скрывает претензий, что именно он обладает супер защитными свойствами, которые не идут в сравнение с остальными конкурентами. Под кожаной оболочкой скрыты различные системы, каждая из которых утверждает, что только она нашла способ - как развязать гордиев узел проблем, связанных с травматизмом. Холодная война в мире политики уже исчерпала себя, а в мире мото экипировки по-прежнему продолжается.

Если рассматривать все системы подробно, то этому следовало бы посвятить отдельный номер журнала. Но и тот материал, который представлен на последующих страницах, четко дает понять, что существует два основных принципа построения защиты.

В авангарде Системы поглощения: силовое воздействие поглощается элементом защиты и приводит к его деформации. Они базируются в основном на использовании материала под названием «расширяющийся полистирол» (РПС), больше известный под товарным наименованием «Стиропор».

После падения, например на колено «отработанный» щиток следует заменить. Так как при следующем ударе или падении воздействие силы более не может быть обработано. Силовая волна, не встретив на своем пути «укрощающего» сопротивления, беспрепятственно выхлестнет разрушительный заряд на человеческое тело, так что мало не покажется - травма неизбежна. Техника «поглощения» сравнима с так называемой «зоной деформации» у автомобилей, где энергия удара поглощается при сминании частей кузова, но так, чтобы пассажирский отсек остался невредим. Поглотитель P-3D 02 немецкого производителя Leidel & Kracht, выпущенный в количестве более шести миллионов экземпляров, относится к топ продуктам среди систем РПС.

Следующий принцип основан на эластичности материала, который также принимает на себя натиск силы, но за счет упругости отталкивает агрессию обратно. Здесь применяются, как правило, такие материалы как закрытоячеистые полиуретановые (ПУ) и полиэтиленовые (ПЭ) пенопласты. После удара их можно использовать дальше. Системы с жесткой оболочкой работают также по этому принципу. Сама по себе жесткая структура щитков не обладает смягчающими свойствами, они придаются за счет вложенного внутрь пенистого материала. Лидерами в этой области являются пенистые вязкоупругие материалы, например, «Супротект», производимый компанией Viscotec. Он базируется на открытоячеистом полиуретане, который приобретает жесткость под воздействием силы, аккумулирует ее, медленно рассеивает и принимает исходный объем и форму. Эластичные системы и при следующем падении способны поглощать энергию, но их параметры будут значительно ниже первоначальных показателей, так как, несмотря на отсутствие остаточной деформации, с течением времени (в процессе носки) структура материала деформируется и теряет восстанавливающие свойства.

Итак, мы рассмотрели две основы, на которых строится техника защиты для одежды мотоциклистов. В принципе, предпочтение нельзя отдать ни одной из них. Знаком СЕ обладают представители обоих направлений, однако прогнозировать результаты работы этих систем, при авариях исходя лишь из того, что продукция сертифицирована, следует с большой осторожностью. И преимущества и недостатки налицо. В то время как РПС-системы практически не восприимчивы к температурным воздействиям, пенопластовая защита в этом плане значительно отстает. Измерения в соответствии с нормативами параметров остаточной силы производятся при комнатной температуре.
Но стоит элементам нагреться до уровня тела пилота, материал начинает реагировать абсолютно по-другому. В зависимости от его качества при

Такие элементы, как непроницаемый карбон в кожанной оболочке Polo FLM Carbon могут существенно повлиять на КПД, однако они не учитываются ни в одном нормативе.

возрастании температуры на 15 градусов остаточная сила может стремительно взмыть ввысь на 50%. А ведь летом в костюме отметка поднимется свыше 30 градусов.

Своими эргономическими свойствами пенопластовые структуры могут здорово похвастаться. Чтобы привести в соответствующую суставам форму РПС-элементы, их следует сильно сегментировать. Но там, где происходит сегментация, поглощение энергии будет относительно ниже.

Важным критерием, который до сих пор не учтен ни в одном из нормативных документов, являются параметры окружения защиты. Сертификация распространяется только на элементы. Однако эффективность во многом зависит от расположения, фиксации и используемых материалов. Именно при комбинации с текстилем существует опасность того, что защита сползет и опасным образом перекрутится при падении. В худшем случае возрастет риск получения травмы. У обтягивающих тело кожаных изделий в этом плане неоспоримое преимущество.

Постепенно разработчики переходят к созданию объединенной системы обеспечения безопасности, отдельные составляющие которой не рассматриваются в отрыве друг от друга. Вот пример: защитный элемент, неаккуратно подогнанный под одежду, но с хорошим показателем остаточной энергии в случае реального падения защитит определенно хуже, чем другой с более худшими показателями, но точно, без огрехов, вписавшийся в общую систему, включающий прочие эффективные детали безопасности. Таким образом, следует предостеречь тех, кто делает выводы о возможном потенциале безопасности отдельного элемента защиты, исходя лишь из результатов теста на «остаточную энергию». А значит, при покупке следует уделить особое внимание следующим моментам: где будет находиться защита на теле, как она «сидит», имеются ли дополнительные элементы обеспечения безопасности?

Достойны внимания новые объединенные страхующие системы, как, например, нижнее белье Dainese, в котором защита встроена таким образом, чтобы исключить сползания. Однако даже при наличии такого белья не стоит садиться за руль мотоцикла в обычной верхней одежде. Прочность на истирание и должное сопротивление гарантирует лишь специальный мотоциклетный костюм из кожи или текстиля.

Эргономическими преимуществами обладает такая одежда, как, например, комбинация карбона и кожи FLM от Polo, в которой «мягкие» амортизирующие элементы внутри дополняются пришитой к коже жесткой, ударопрочной и непроницаемой оболочкой.



Тест на удар


Как бы мы ни пытались приблизить тест на удар к реальности, полученные параметры были и останутся всего лишь лабораторными показателями. Это становится ясно, если рассмотреть сам процесс тестирования. Правила теста суставных элементов гласят: «Падающее тело весом в пять килограмм в «свободном, направленном падении» с высоты один метр наносит удар по защите, закрепленной на упругой шарообразной пятке». Для испытания спинного фрагмента используется закругленное падающее тело и слегка изогнутая по форме спины упругая пятка. В момент удара кинетическая энергия составляет 50 джоулей. В упругой пятке находится измерительный прибор для определения остаточной силы. В соответствии с нормативом «средняя максимальная сила» из девяти попыток для суставных элементов может составлять максимум 35 килоньютонов. Для спинного фрагмента класса защиты 1 средняя остаточная сила из пяти попыток должна быть менее 18 килоньютонов, а для класса защиты 2 - менее девяти.

Показательный пример: при силе воздействия в 20 килоньютонов перфоратор просверливает бетонную стену.

Если нужно замерить фактические нагрузки на человека, то тест следует провести с манекенами, которые эластичны, и оснащены «ломающимися костями». Установленные там датчики дали бы более реалистичную картину, чем это позволяет сделать стальная упругая пятка. Однако соответствующим образом оборудованный мотоциклетный манекен на базе последнего поколения «Hybrid 3» стоимостью в 500.000 евро «проел» бы глубокую дыру в бюджете любой лаборатории

Тест на удар. Он по-прежнему используется в качестве метода проверки, когда речь идёт о сертификации элементов защиты. Болванка весом в пять килограмм падает в свободном полёте на упорную пятку. Максимально допустимое показание датчика может составлять 35 килоньютонов. В противном случае изделие не достойно называться "защитой".

Край бордюрного камня и анатомия спины - два основных фактора, оказавших влияние на совершенствование защиты спины, нашли отражение в тесте на удар. Пятикилограммовая болванка падает на фрагмент, предложенный испытателями, закреплённый на слегка изогнутой упорной пятке. В основании находится динамометрический датчик, измеряющий не поглощённую остаточную силу.



Направление задаёт Европа

Какая защита у вашего комбинезона? Авторитетные производители мотоодежды в обязательном порядке указывают производителя элементов защиты и нормативы, которым они соответствуют


В принципе, норматив представляет собой нечто вторичное. Речь идет о директиве Европейского совета 89/866/EWG, определяющей свойства «Персонального защитного оснащения» (ПЗО). Теоретически каждый смог бы самостоятельно сделать для себя «страхующие» элементы, назвав их «персональным защитным оснащением».


Но, для того чтобы этот комплект с маркировкой СЕ был допущен к продаже по всей Европе для использования в качестве ПЗО, он должен пройти в соответствующих официально признанных инстанциях проверку на соответствие нормативам ЕС. Здесь на передний план выступают Европейские нормативы (EN).


Короче говоря, нормы - это не что иное, как вспомогательное средство для выполнения директив. В нормах изложены только соответствующие требования и ход проведения испытаний. С их помощью, например, производитель защиты из Португалии знает, каким образом будет сертифицироваться его продукция на испытательном стенде в Дании. А вот как изделия, допущенные в качестве ПЗО, должны выглядеть в нормативах, строго говоря, ничего конкретно не сказано.


На текущий момент представляется возможным лишь определить в качестве ПЗО некоторые части одежды для мотоциклистов. Комплект может быть сертифицирован всего по одному проекту нормативного документа (prEN 13595-1). Имеющиеся в комбинезоне суставные элементы уже включены в действующий норматив EN 1621-1. В октябре 2000 г. на суд общественности вынесен проект нормативного документа EN 1621-2, регулирующего процедуру тестирования спинной защиты. Соответствующие замечания проверяются теперь в специальном комитете по нормативам. Несмотря на это, компании уже сегодня могут отдавать на проведение сертификации, производимые ими спинные элементы. На продукции при этом должно содержаться дополнение «preliminary», сокращенно prEN 1621-2, указывающее, что редакция норматива является предварительной.


Это оправдано в том смысле, что пока сложно предусмотреть, какие изменения будут внесены в окончательную версию. В проекте имеются и слабые места. Так отсутствуют важные пункты, определяющие размер спинного фрагмента системы. Имеются неясности и в вопросах размеров тела, по которым должна определяться площадь спинной защиты: так, например, называется расстояние от бедра до плеча, которое намного больше, чем расстояние от талии до плеча. Проект норматива дает слишком смутную формулировку процедуре проверки на эргономичность. Здесь проект предписывает оценщику «с подходящим размером и наличием опыта езды на мотоцикле совершить поездку», «подняться по лестнице» либо «выгнувшись вперед, немного приподняться с пола». Если испытатель скажет «да» по результатам выполнения этих и прочих заданий, то считается, что защита выдержала экзамен на соответствие эргономическим требованиям.




Так вы можете проверить свою систему безопасности


Значок СЕ, свидетельствующий о том, что элемент защиты прошел испытание на соответствие нормативам, либо напечатан на самом изделии либо прикреплен к нему. Но будьте осторожны! В прошлом году британский производитель Knox предупреждал об азиатской продукции, которая, не соответствуя нормативам, так же была снабжена этим знаком. Даже не подвергая систему механическим воздействиям, мы с первого взгляда можем провести критический анализ:
• Каждый элемент должен быть снабжен инструкцией, в которой приводятся название и адрес фирмы, а также марка изделия. Иногда указываются и используемые материалы. Сверьте эти данные с данными на самом элементе: верно ли указан производитель, марка продукции, нормативный документ? Правильна ли информация о материале?
• Проверьте, соответствуют ли элементы тому, где должны использоваться. Сокращения обозначают следующее: S -плечо, Е - локоть, Н - бедро, К - коленка и L - большая берцовая кость.
• Защитные элементы крупных размеров лживо уверяют о большой зоне контроля. Один взгляд на типовое обозначение подскажет вам, на какую площадь объективно сертифицирован элемент. «А» - на маленькую, «В» - на более крупную. Пример: для плеча тип «А» покрывает около 100 см². Это соответствует площади двух сигаретных пачек. Тип «В» увеличивает защитную зону на 50% или еще на одну сигаретную пачку.
• Критическим взглядом присмотритесь к указанным нормативам. EN 1621-1 относится к суставным элементам, prEN 1621-2 - к спинным: а ваша спинная защита случайно не сертифицирована по нормативу для суставного? Если же на вашей есть еще и надпись prEN 1621-1, то ей с момента разработки уже больше пяти лет.
• В заключение проверьте состояние защиты: имеются ли на элементах такие механические повреждения, как трещины, насечки или пористые участки? Приемлем ли возврат в исходное состояние поглотителей из ПУ- и ПЭ-пенопласта? А может у вас защита с РПС-основанием, который уже давно деформирован из-за падения и больше не может поглощать энергию удара? В таких случаях необходимо произвести срочную замену!


Некоторые аспекты научных исследований аварий

Народный протектор
Многие производители получают знания, взяв за основу случаи на мотогонках. Однако падения в условиях плотного движения и прочих обстоятельствах происходит в совершенно ином измерении.

Спину можно уберечь за 50 евро. Точка. Так формулирует свои мысли Флориан Шулер, ученый, исследующий несчастные случаи, и суд-мед экспертиза. Изучивший с 1979 года более 1500 аварий с мотоциклами, включая свою собственную (случай № 811), он добавляет: «Все, что в цене выше этого, не имеет никакого отношения к защите». Если знаешь, как сделать собственную хорошую страхующую систему, то изобретателю, как говорится, и карты в руки.
Основные качества действенной защиты для специалистов, занимающихся авариями, состоят из двух функций: во-первых, опасная в плане получения травм энергия должна быть безвозвратно уничтожена поглощением. Во-вторых, защита обязана расщепить силу удара и интеллигентно распределить его воздействие в объеме элемента. Только таким образом можно снизить риск получения, зачастую точечных, травм.
В соответствии с этим отдельный идеальный элемент должен объединять различные защитные функции и четко распределять задачи. Для поглощения ударной силы каждый из них должен обладать очень жесткой оболочкой, чтобы обеспечить эффективность. Самые лучшие системы, по словам инженера - биомеханика, большую часть травмирующей энергии длительное время берут на себя, «гасят удар» и в результате уничтожают ее. В идеале система, обеспечивающая безопасность, имеет максимальную поглощаемость с оптимально подобранным материалом, чтобы «укротить» агрессивную энергию и уберечь пилота от опасных травм.
Системы с преимущественно эластичным поведением наоборот сомнительны. Материал ведет себя как пружина, которая при столкновении сжимается и ищет затем разрядку. Поиск идет в направлении наименьшего сопротивления. Поврежденная (в плане структуры) в результате столкновения кость теперь сломается окончательно.




Несчастные случаи на мотоциклах


Риск травматизма


Голова..............................................................................7,1%

Шея, позвоночник .........................................................7,3%

Грудная клетка, органы груди и спина ......................9,3%

Живот, органы живота и тазобедренный сустав .....1,4%

Плечо, локоть ................................................................12,4% (2)

Предплечье, запястье ....................................................9,3%

Рука....................................................................................6,4%

Бедро ................................................................................6,8%

Коленный сустав, голень ............................................25,9% (1)

Ступня, лодыжка ............................................................11% (3)

Прочее ...............................................................................3,1%


По статистике чаще всего травме подвергается колено, Это результат анализа более чем 14000 аварий мотоциклов, произошедших с 1995 года.

Мото шлемы тесты: интегралы   открывашки   кроссовые   открытые
Мото сапоги тесты: спорт  кросс
Мото перчатки тесты: тёплые






Hein Gericke Prot'Xu PXU 8
Цена: около 130 евро
Поглощающий элемент: ПЭ-пенопласт
Остаточная энергия: 9,2 кН
Вес: 610 г
Толщина: 32 мм
Плюс: защита от проникновения
Минус: очень жесткий, высокая цена
Итог: очень хорошие показатели смягчения, цена, обусловленная только возможностью повторного использования после падения, неприемлема


Spidi Airback

Цена: 169 евро
Поглощающий элемент: РР-жесткая оболочка, воздушные камеры, ПУ-пенопласт
Остаточная энергия: 21,5 кН
Вес: 850 г
Толщина: 23 мм
Плюс: высококачественная обработка, износостойкая жесткая оболочка
Минус: эластичные воздушные камеры в роли смягчающего элемента, большой вес
Итог: ставка сделана на видимую безопасность



Polo Safe Max (PM рекомендует)

Цена: около 30 евро
Поглощающий элемент: РПС
Остаточная энергия: 11,3 кН
Вес: 512 г
Толщина: 20 мм
Плюс: очень легкий, не чувствителен к температурным воздействиям
Минус: жесткий, отсутствие защиты от проникновения
Итог: привлекательная цена, быстрая и несложная замена поглощающего элемента


Dainese BAP 3

Цена: около 50 евро
Поглащающий элемент: РР-жёсткая оболочка, ПЭ-пеноплпаст
Остаточная энергия: 12,4 кН
Вес: 596 г.
Толщина: 33мм
Плюс: износостойкая поверхность, цена.
Минус: отсутствует собственная система крепления, заклёпки не обиты тканью
Итог: недорогой защитный элемент для спины с хорошим показателем поглащения. Слабая фиксация.


Элемент для спины из швабской кожи
(РМ рекомендует)
Используется: в комбинезонах из швабской кожи
Поглощающий элемент: супротект
Остаточная энергия: 10 кН
Вес: около 340 г
Толщина: 25 мм
Плюс: очень хорошие показатели поглощения, многоразовое использование
Минус: чувствителен к температуре
Итог: отличное поглощение, которое, однако, снижается с ростом температуры


ПУ-пенопласт
Вставляется: в комбинации текстильной и кожаной одежды от различных производителей
Поглощающий элемент: ПУ-пенопласт, ПЭ-оболочка
Остаточная энергия: 64 кН
Вес: 114 г
Толщина: 10 мм
Плюс: приятная набивка для тех, кто ездит с рюкзаком
Минус: защитное воздействие - не поддается обсуждению
Итог: пенопласт занимает место приличного протектора



ПУ-пенопласт, вязкоэластичный
Вставляется: в различные кожаные изделия
Поглощающий элемент: вязкоэластичныи ПЭ-пенопласт, ПЭ-оболочка
Остаточная энергия: 38,5 кН
Вес: 148 г
Толщина: 14 мм
Плюс: наличие защитного воздействия в местах крепления
Минус:  чувствителен  к температурному  воздействию
Итог: слабое защитное воздействие в жаркую погоду


Hiprotec Sports/Comfort
Вставляется: в комбинезоны Хайн Герике
Поглощающий элемент: эластомер
Остаточная энергия: 17,2 кН/38,2 кН
Вес: 176 г/122 г
Толщина: 12 мм/б мм
Плюс: спортивные варианты с хорошими поглощающими свойствами
Минус: слабая жесткость оболочки
Итог: модель Sports толщиной в 12 мм имеет хорошие показатели поглощения, а вот комфорта раза в два меньше


ПУ-пенопласт
Используется: различными производителями, среди прочего - Polo и Alpinestars
Поглощающий элемент: РПС
Остаточная энергия: 23 кН
Вес: 46 г
Толщина: 17 мм
Плюс: уничтожение энергии
Минус: необходимость замены после падения
Итог: следующая за P-3D 02 модель благодаря повышенной сегментации лучше сидит на суставах



Alpinestars AEP2-SX-M
Применяется: в текстильных куртках Alpinestars
Поглощающий элемент: вязкоэластичный ПУ-пенопласт
Остаточная энергия: 19,4 кН
Вес: 98 г
Толщина: 14 мм
Плюс: мягкое распределение силы
Минус: чувствителен  к температурному воздействию
Итог: многоразовый поглотитель с хорошими параметрами остаточной силы



Eurobike P-3D 02
Применяется: различными производителями
Поглощающий элемент: РПС
Остаточная энергия: 41,7 кН
Вес: 46 г
Толщина: 17 мм
Плюс: очень легкий
Минус: жесткая форма
Итог: следующая модель LK2 наряду с улучшенными показателями остаточной силы демонстрирует также малый вес


Dainese PA 11
Применяется:
в одежде Dairies
Поглощающий элемент: РР-жесткая оболочка, ПЭ-пенопласт
Остаточная энергия: 29,4 кН
Вес: 59 г
Толщина: 18 мм
Плюс: износостойкость и непроницаемость
Минус: очень маленькая защитная поверхность
Итог: значение остаточной энергии хотя и высоко, однако   это   компенсируется   износостойкой   и непроницаемой внешней поверхностью


Поглотитель BMW
Применяется:
 в спецодежде BMW
Поглощающий элемент: термопластичный эластомер
Остаточная энергия: 22,8 кН
Вес: 112 г
Толщина: 10 мм
Плюс: небольшая толщина конструкции, приятная форма
Минус: чувствителен к температурному воздействию
Итог: новый вариант протектора от BMW предлагает значительно лучшие поглощающие свойства


Pro Live J 400
Используется:
различными производителями
Поглощающий элемент: ПУ-оболочка
Остаточная энергия: 31 кН
Вес: 89 г
Толщина: 14 мм
Плюс: эргономичная форма
Минус: резкий подъем кривой остаточной силы при воздействии ударной нагрузки
Итог: большое по площади и удачное в плане анатомии защитное покрытие сустава, однако, силовой пик слишком велик



Сустав из швабской кожи

Применяется: в комбинезонах из швабской кожи
Поглощающий элемент: супротект
Остаточная энергия: 14,2 кН
Вес: 97 г
Толщина: 16 мм
Плюс: отличное поглощение энергии со свойствами возврата в исходное положение
Минус: чувствителен к температурному воздействию
Итог: возрастание кривой силы на графике очень плавное, что свидетельствует о тщательной подборке материала, который, однако, сдает свои позиции при возрастании температуры



Твердая оболочка Хайн Герике
Год выпуска: около 1989
Поглощающий элемент: РР-жесткая оболочка, ПУ-пенопласт
Остаточная энергия: более 100 кН
Вес: 59 г
Толщина: 10 мм
Плюс: непроницаем
Минус: минимальное поглощение
Итог: техника, которая обеспечивала безопасность в прошлом. Серия Hiprotec от Герике определила самые современные стандарты для изделий данного типа.




BMW Pro Safe
Применяется: в спецодежде BMW
Поглощающий элемент: ПУ-силовой пенопласт
Остаточная энергия: 32,5 кН
Вес: 107 г
Толщина: 14 мм
Плюс: эргономичная форма
Минус: сертифицирован только для малых площадей
Итог: если несколько лет назад это был стандартный вариант, то теперь Pro Safe в плане поглощения среди отстающих

Power Motors

на главную >>

2006 © B ike T ours. ru





  Трассы  
     

  Страны      
     

© 2006 BikeTours.ru
Разработка сайта -
Студия BondSoft
return_links(); ?>