+7 903 766-31-88 офис Россия  
+7 926 274-99-64 for English/Spanish speaking manager
+7 495 692-54-03 факс/Fax 

Курс Компании: $ = 27 руб. / € = 36.5 руб. / NZ$ = 18 руб.

return_links(); ?>  

  Поиск      
     

  Навигатор      
     

  Разное      
     

  Статьи

Всем известно, что, измазавшись в грязи, вы сможете значительно повысить свой уровень вождения по обычной дороге


Всем известно, что, измазавшись в грязи, вы сможете значительно повысить свой уровень вождения по обычной дороге

KTM ENDURO


Об «Этом» и поговорим.

Текст: Харриет Ридли                              
Фото:
Оли Теннент и Джейсон Критчел

календарь >> тренировки  Track Days  туризм

ПОКОРЯЯ БЕЗДОРОЖЬЕ, вы не только сильно извозюкаетесь, но и получите нечто большее. Вдумайтесь: едва ли есть в этом мире гонщик, который не ездит по бездорожью. Большинство, подобно Крису Вермюлену, приходят в шоссейные гонки именно с «грязных» задворок мотоспорта. Но есть и такие, которые предпочитают не пачкаться, например Валентино Росси, вечно оттачивающий свою технику скольжения. Так что может дать нам мир бездорожья. Офигенную пропасть всевозможных вещей, которые можно с уверенностью реализовать на трассе! Внедорожник реагирует на пожелание ездока точно так же, как и дорожный мотоцикл, только более ощутимо, из-за гораздо меньшего сцепления с дорогой. Любой навык вождения мотоцикла, который может понадобиться вам. – это гиперболизированное бездорожье. Ведь именно в полях вам постоянно приходиться до тонкостей совершенствовать навыки управления вашими шинами, которые постоянно находятся в состоянии скольжения. В условиях бездорожья вы можете до посинения играть с ограничениями сцепления, рискуя лишь тем, что измажете грязью свою одежду, если что-то пойдёт не так. Поэтому будьте готовы погрузиться в фекалии. Мы начинаем свой рассказ о том, как можно стать ещё лучшим дорожным гонщиком, выбравшимся из липкого мира грязи.

Равновесие, во многом, зависит от степени раслабленности и сосредоточенности

1. Расслабленность.

Короче, надо расслабляться! Это факт. В расслабленном состоянии вы получаете от катания удовольствие, вождение происходит ровно и мотоцикл ведет себя спокойно. Но стоит вам напрячься, и ходовая мотоцикла тут же начнет сообщать вам каждое движение, каждый толчок, а ваше управление станет дерганым и резким. Ваше катание превращается в схватку с мотоциклом, где вы уже не владеете ситуацией. «Вы можете наблюдать, как проблема бездорожья усугубляется всяческими ухабами и колдобинами, которыми изобилует пересеченная местность, - говорит Джеф Филп из КТМ Advепturе Tours . - В напряженном состоянии и любителю бездорожных игрищ немалых усилий будет стоить удержать баланс. Обилие ям измотает его до предела».
Передаем слово Найэллу Макензи из TWO: «Если вы напряжены во время катания, то ваша реакция притупляется, а мотоцикл ведет себя неуправляемо. Но если вы расслабитесь до того состояния, когда ваше тело, колени и руки ста¬новятся гибкими, вы почувствуете, насколько плавно ведет себя под вами мотоцикл».

2. Равновесие
«Ездок, потерявший равновесие, теряет управление МОТОЦИКЛОМ», - утверждает Джеф. «Он не способен вовремя затормозить, не может ру¬лить. Все его действия направлены на то, чтобы вернуть потерянный баланс». Вне дороги вы учитесь держать равновесие в экстремальных условиях. «Допустим, вы решили проехать из пункта А в пункт Б, и ваш путь просто усеян всевозможными препятствиями, - продолжает Джеф. - Если вы решите промчать весь путь напрямик, ваш мотоцикл будет беспорядочно скакать, а вам не останется ничего другого, кроме, как стоять на нем и наслаждаться всем происходящим. Вместо этого, гораздо лучше расслабиться, распланировать маршрут и найти путь наименьшего сопротивления, а затем осторожно проехать его, глядя вперед». Найэлл говорит: «На нормальной дороге у вас нет времени смотреть на переднее колесо или приближающееся препятствие. Вы постоянно смотрите вперед и ждете следующего препятствия или появления поворота. Если вы сконцентрируете все свое внимание только на препятствии, которое вы собираетесь преодолеть, вы всенепременно напряжетесь, потеряете равновесие и вылетите с дороги. Если же вы сфокусируетесь на планировании маршрута, то останетесь сбалансированным».

3. Передний обзор и фокусировка внимания
Все, от членов Института продвинутых мотористов до Росси, в один голос скажут вам, как важно смотреть вперед, оставляя все потенциальные угрозы в поле периферийного зрения. «Если вы смотрите исключительно перед собой, то это кризисное управление, от одной кризисной ситуации до другой, - говорит Джеф.- Но если же вы смотрите гораздо дальше, то вы можете спланировать свою поездку и миновать кризисную ситуацию». В условиях отсутствия дороги ландшафт постоянно меняется: то грязь, то гравий, то твердая и сухая почва. Именно из-за этих постоянных изменений вам приходится гораздо сильнее сосредотачивать свое внимание и реагировать на возникающие препятствия гораздо быстрее. Все то же самое вам придется делать и на дорожном мотоцикле, но здесь это происходит более очевидно. По мнению Джефа, «покорение бездорожья требует от вашего мозга сосредоточенной работы. Скорость 50 км/ч вне дороги приравнивается к 160 км/ч на обычной трассе». «Если вы ездили по бездорожью на высокой скорости и совершали частые ма¬невры, то вам непременно покажется, что езда по обычной дороге требует от вас значительно меньших усилий. Вам легче держать дорожную ситуацию под контролем. К тому же вы сможете адаптировать свой стиль управления к различным условиям. Бездорожье учит быстрой реакции и молниеносному принятию решений.

4. Управление машиной
Управлять мотоциклом означает поддерживать сцепление колес с дорогой. А управлять мотоциклом в условиях бездорожья означает находить малейшее сцепление с поверхностью и извлекать из этого максимальный КПД. Для этого вам надо предельно хорошо настроить системы управления мотоциклом. «Большинство мотоциклистов, на дороге не умеют искусно справляться с этой задачей», - говорит Найэлл. «Они либо открывают заслонку, либо закрывают ее, либо включают, либо выключают тормоза, либо сцепляют, либо расцепляют муфту». Вне дороги вы почувствуете, как сказывается на сцеплении колес с поверхностью любое ваше действие, и у вас разовьется чувство, которое невозможно приобрести на асфальтовом покрытии.

5. Заслонка
Нагрузите заднюю покрышку, когда та находится в грязи, и вы потеряете сцепление с поверхностью и кувыркнетесь, а не рванете вперед, как рассчитывали. Заднее колесо надо нагружать мощностью постепенно. Чтобы развить этот навык, Джеф предлагает вам покататься по грязевому треку КТМ, не используя малый газ, что заставит вас держать заслонку постоянно открытой. Когда вы приближаетесь к входу в поворот, понижаете передачу, поддерживая заслонку открытой между передачами. Как только вы отпускаете передний тормоз, одним непрерывным движением прикройете заслонку, что сохранит баланс мотоцикла на подвеске. Джеф продолжает: «Если вы будете держать заслонку полностью открытой на выходе из поворота, вы сообщите шинам такую нагрузку, с которой они не смогут справиться. Это вызовет либо хайсайд, либо потерю сцепления шин с поверхностью». Когда вы находитесь в повороте, площадь сцепления шин с поверхностью наименьшая. Вам надо поднимать мотоцикл на более толстую часть шины и потихоньку приоткрывать заслонку до тех пор, пока она не будет полностью открыта. Попрактиковавшись, вы достигните инстинктивного ощущения связи между правой рукой, которая руководит действиями заслонки, и задней шиной. Когда привыкните к поведению мотоцикла на грязевой поверхности, сможете управлять им при помощи наработанных навыков в непредвиденных ситуациях на дороге (скользкая или мокрая дорога, непрогретые шины).

6. Сцепление
Вне дороги вы развиваете подобные навыки по управлению муфтой сцепления и используете ее не только для переключения на нужную передачу, но и для того, чтобы контролировать мощность. На грязевой поверхности важно выбирать верхние передачи, чтобы смягчить подачу мощности на заднее колесо и поддержать его сцепление с дорогой. Захватите рычаг сцепления двумя пальцами и отпускайте его при выходе из поворота и при подъеме на крутые склоны. На асфальтовом покрытии сбалансиро¬ванное использование сцепления и газа для контроля подачи мощности на заднее колесо со временем входит в привычку. Найэлл - «Если при входе в поворот вы понижаете передачу и зажимаете муфту, произойдет блокировка заднего колеса. Поэтому отпускайте ее постепенно и сбросьте вообще, если это необходимо. Используйте ее как скользящую муфту. Также вы можете отпустить ее при выходе из поворота и тем самым вернуть двигатель в нужный диапазон мощности, если вы на слишком высокой передаче».

 

ВЖОЖДЕНИЕ В ПОВОРОТ

Небольшая деселерация (сбрасывание скорости, хода и числа оборотов) и знание основ использования заслонки и муфты - вот секрет эффективного входа в поворот.

приближение к повороту: гонщик понижает передачу перед тем, как оказать слабое давление на тормоз

отметьте, как твёрдо стоят руки на тормозах до того, как ездок согнёт их снова

перемещение веса на переднююину, чтобы усилить её сцепление с поверхностью

сброс тормоза и открытие заслонки делаются для того, чтобы мотоцикл не потерял равновесия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Тормоза
Недостаток сцепления шин с грязевой поверхностью делает торможение в таких условиях одним из изящных искусств. Если вы будете обращаться с передним тормозом слишком грубо и произойдет блокировка колеса, резко зажмите задний, и заднее колесо поведет в сторону. При торможении вес мотоцикла смещается на переднее колесо, что приводит к увеличению его сцепления с поверхностью, так что вы можете, смело оказывать большее давление на передний тормоз, не опасаясь блокировки. В то же самое время, недостаток веса на заднем колесе обозначает, что задний тормоз бесполезен, и он будет заблокирован. Так что торможение вы можете выполнять на прямой линии, в основном используя двигатель и передний тормоз. Коробка передач используется для того, чтобы замедлить двигатель перед тем, как вы окажете небольшое давление на тормоз. При этом вы постоянно должны чувствовать, как ведет себя шина по отношению к поверхности. Как только переднее колесо начинает схватывать в блокировку, уже достаточно ясно, что нужно освободить рычаг тормоза. На грязной поверхности вы учитесь управлять давлением, которое оказываете на рычаг или педаль тормоза. «У дорожных гонщиков повышенное ощущение того, как ведут себя шины по отношению к асфальту, - говорит Найэлл.- Они могут зажимать передний тормоз перед входом в поворот и постепенно отпускать его, когда находятся уже в самом повороте». Вы учитесь ис¬пользовать тормоза скорее в качестве деселератора, а не в качестве простого переключателя остановки/начала движения. Если вы предельно зажмете рычаг тормоза, подвеска попадет в свою самую нижнюю точку, равновесие нарушится и приведет к блокировке переднего колеса. И проблема возникает не только в том случае, когда вы зажимаете тормоза. Когда вы потом их резко отпускаете, также происходит дестабилизация ходовой части. Джеф добавляет к вышесказанному: «В дальнейшем я планирую использовать коробку передач для торможения двигателя. В случае возникновения такой необходимости, чтобы способствовать этому процессу, я буду использовать только передний тормоз».

8. Руление
Каждый, кто ездит на мотоцикле, использует контрруление. Иначе невозможно входить в повороты. Осознание этого означает получение полной власти над рулевым управлением. Это выглядит примерно так: чтобы повернуть вправо, надо толкнуть правую ручку руля, и наоборот. Контрруление в противоположном направлении при выходе из поворота, то есть толкание левой ручки при правом повороте дороги, также улучшают владение мотоциклом. Джеф - «Многие люди попросту не понимают, как они въезжают в повороты, но в условиях бездорожья ты начинаешь понимать, что контрруление является ключом к точному планированию. Если вы хотите повернуть в каком-то определенном направлении, вы осуществляете контрруление и пере носите весна ножную опору». Перенос веса на ногу в направлении, в котором вы собираетесь повернуть, - вполне достаточная процедура, когда вы управляете внедорожником, но этого мало, когда вы на дорожном мотоцикле. Тем не менее, перенос веса на ногу усиливает силу сцеп¬ления. Шванц - «Когда я участвовал в соревнованиях, я переносил вес на ногу, когда поворачивал у основания холма. Это было так непохоже на катание по поверхности с плохим сцеплением, что я применил этот на¬вык к технике входа в повороты в GP».

 

ВЫХОД ИЗ ПОВОРОТА

Быстрое выравнивание мотоцикла и одновременное постепенное открывание заслонки, а также ощущение того, как ведет себя колесо, - вот секреты плавного, быстрого и безопасного выхода из поворота

гонщик постепенно смещает вес тела назад во время выравнивания мотоцикла

... и постепенно открывает заслонку

гонщик пытается сбалансировать действия заслонки и муфты, чтобы не потерять контроль над колесом, которое по-прежнему пытается потерять сцепление с поверхностью

как только мотоцикл был выровнен, а заслонка открыта, гонщик переносит вес тела вперёд , чтобы опустить переднее колесо

9. Положение тела
Если дорожным мотоциклом можно управлять, находясь примерно на его середине, то внедорожник этого не потерпит. Для сохранения равновесия шины должны врываться в землю, поэтому необходимо переносить свой вес на нужную шину в нужное время. То есть отклоняться назад, чтобы предотвратить пробуксовку колеса, и вперед, чтобы способствовать сцеплению переднего колеса с поверхностью.
Вам только нужно осознать то влияние, которое оказывает ваш вес на байк, и научиться вертеться. Когда вы едете на дорожном мотоцикле, небольшое отклонение тела в повороте смещает центр тяжести. Это означает, что у вас наибольшая площадь контакта шины с дорогой, и вы раньше сможете открывать заслонку. Так же вы можете сдвинуть свое тело вперед мотоцикла, что поможет усилить сцепление с дорогой при выходе из поворота, снизить вероятность скольжения. На входе в поворот необходимо сместить свой вес вперед перед торможением. Найэлл - «Если ваш вес смещен назад, когда вы начинаете тормозить, существует большая вероятность того, что у вас случится блокировка переднего колеса, объясняет. Так что, перед тем как применить давление, я наклоняюсь к баку. А когда я уже готов тормозить, отклоняюсь назад и переношу вес на заднее колесо, чтобы избежать перегрузки вилки».

Совершенствуйте свой стиль вождения
В силу того, как поверхность реагирует на шины, вождение мотоцикла в условиях бездорожья требует точного управления машиной, умения читать ландшафт и подстраивать под него свой стиль вождения. Умение правильно использовать заслонку, правильно управлять, правильно переносить вес собственного тела и удерживать равновесие - все это необходимо, чтобы управлять мотоциклом. Чемпион WSB Джеймс Тослэнд сказал: «Получите господство над бездорожьем, и вы станете лучшим гонщиком на дороге».

Большое спасибо КТМ Аdvеnture Tours

Слева: Когда заслонка открыта, а вес тела смещён вперёд, заднее колесо пробуксовывает и как поведёт себя мотоцикл дальше - неизвесно.

Все описанные правила надо довести до автоматизма. И только потом с полной уверенностью наслаждаться грязью.

T.W.O. октябрь 2005

календарь >> тренировки  Track Days  туризм


на главную >>

 

2006 © BikeTours.ru


  Трассы  
     

  Страны      
     

© 2006 BikeTours.ru
Разработка сайтов
Веб-студия BondSoft
return_links(); ?>